Главная / Наш район / Поселок Понтонный

Поселок Понтонный

Поселок в составе Колпинского района города федерального значения Санкт-Петербурга, расположен на северо-востоке Колпинского района,  на левом берегу реки Невы.
15 мая 2007 года муниципальный совет принял герб и флаг посел­ка. Авторский коллектив создателей символики: К.С. Башкиров, В.В. Карпунина, СЮ. Штейнбах.


 Геральдическое описание герба следующее: «В червленом (красном) поле поверх лазоревого (си­него, голубого) столба — золотой пониженный якорь о двух ла­пах в столб без поперечного бруса на анкерштоке, завершенный вверху и внизу рымам, поверх которого два золотых топора на­крест, рукоятки которых вниз и под лапами якоря, сопровождае­мый вверху тремя золотыми ромбами в стропило».
     
           
   Флаг - утверждён 17 мая 2007 года и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 3370.
«Флаг муниципального образования посёлка Понтонный г. Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины флага к длине — 2:3, воспроизводящее композицию герба муниципального образования посёлка Понтонный г. Санкт-Петербурга в красном, синем, и жёлтом цветах».
 
   В 1710 году отвоеванные у Швеции земли современных поселков Понтонный и Саперный были пожалованы генерал-майору Василию Дмитриевичу Корчмину, а рядом  возникло сельцо Вознесенское (наряду с этим использовалось также название Корчмино).
   По указу Петра I от 19 февраля 1712 года  на окраине сельца Вознесенского была расквартирована первая в России понтонная рота в количестве 36 че­ловек, на вооружении которой находились жестяные понтоны голландского типа.
   Однако современный облик посёлок Понтонный стал приобретать именно в 1906 году, когда была запущена Северная железная дорога Санкт-Петербург – Череповец. Регулярное движение началось 1 января 1906 года и этот год считается годом рождения поселка.
   В поселке были построены первые многоэтажные доходные дома, баня, пекарня, появились электричество, водопровод и канализация, а в новые казармы возвратился с Русско-Японской войны понтонный батальон. Именно в это время были заложены основы дальнейшего промышленного развития Понтонного как рабочего посёлка.
   В декабре 1910 года инженер В.Л. Хорват основал фабрику по производству фанеры и изделий из дерева (ныне Усть-Ижорский фанерный комбинат).
В 1912 году открывается регулярное желез­нодорожное сообщение через Понтонную. Для пассажиров было по­строено деревянное здание IV класса, обшитое тесом, на каменном фундаменте и цоколе, с крышей, крытой железом.
   В 1912 году на Неве была открыта «Ижорская верфь», получившая позднее название Средне-Невский судостроительный завод.
На Усть-Ижорской верфи строятся корпуса судов, на заводе в Санкт-Петербурге на них устанавливается оборудование и оснастка. В 1916 году заводу поручили постройку пяти новых эсминцев. В 1917 году на стапелях верфи было заложено восемь тральщиков типа «Ударник». На верфь был переведен с завода цех железных конструкций. Здесь, в частности, изготовлялись 90-метровые башни для военных станций беспроволочного телеграфа, выполняли другие заказы Военного Министерства. Стоимость выпускаемой верфью продукции достигала 8-10млн. руб. в год. На ней работало около 1500 чел.
На верфи была построена электростанция, которая подавала элек­троэнергию также для освещения станционного поселка и Корчмино.
   Первое десятилетие советской власти было для верфи очень тяже­лым. Заказов по кораблестроению не поступало, выполнялись работы по ремонту различных судов.
В конце 1920-х годов начинается возрождение верфи (с 1932 г. — «Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь). Она получает боль­шие заказы. На ней строятся буксиры, землесосы, шаланды.
В 1932 году верфь становится  одной из крупнейшех в СССР судоремонтных баз.
   В 1937 году электроверфь (завод № 363) переходит в систему оборон­ной промышленности и получает военный заказ на постройку 11 базо­вых тральщиков и 2 бронекатеров, которые были сданы перед войной.
Во время Великой Отечественной войны завод, находясь в 7 км от линии фронта, занимался ремонтом кораблей, строил плашкоуты для "Дороги жизни", достраивал тральщики, начатые перед войной, за что впоследствии был награжден орденом Отечественной войны I степени.
   С 1947 года завод переходит на крупносерийную постройку базовых тральщиков. С 1960-х годов и до распада СССР СНСЗ строил боевые корабли раз­личного назначения для отечественного морского флота и поставлял их в 16 стран мира. Сейчас в постройке находятся корабли нового поколения.
   С началом Великой Отечественной войны, уже 24 июня 1941 года, на базе 6-го отдельного понтонного Краснознаменного полка (так перед войной называлась воинская часть, дислоцированная в поселке), был сформирован 41-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон. Он был переброшен на Карельский перешеек, где наводил переправы через Вуоксу для отступающих войск. В конце августа 1941 года был вывезен в Ленинград через Ладожское озеро. В начале сентября батальон сосредоточился на правом берегу Невы близ Невской Дубровки, поддерживал существование Невского пятачка и обеспечивал форсирование Невы во время второго захвата Нев­ского пятачка. Участвовал в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. Приказом народного комиссара обороны СССР № 147 1 апреля 1943 года батальон преобразован в 1-й гвардейский отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон, став таким образом первым понтонно-мостовым подразделением РККА, удостоенным гвардейского звания.
      Фанерный комбинат в годы войны  изготавливал срубы для дзо­тов, патронные ящики, ручки для саперных лопат, санитарные лангетки, клееные лыжи-сне­гоступы для передвижения на короткие расстояния в лесной местности. Также он изготавли­вал деревянные макеты самолета И-16 в натуральную величину для укомплектования ложных аэродромов.
Во время войны поселок был значительно разрушен. После во­йны он пережил второе рождение. Развернулось строительство жилья для рабочих СНСЗ и фанерного комбината. Благоустройством военного городка занимался вернувшийся с войны 1-й Гвардейский Крас­нознаменный понтонно-мостовой батальон.
    По Указу Президиума Верхов­ного Совета РСФСР от 24 июля 1952 года поселок передан в подчи­нение Колпинскому райсовету Ле­нинграда.
     В 1997 году создано муниципальное образование поселок Понтонный.
        В настоящее время Понтонный представляет собой посёлок городского типа площадью примерно 800 гектаров с населением около 10тысяч человек. В поселке есть Дворец культуры «Нева», 4 детских сада, 2 школы, поликлиника.
 
Новости
12 Июля 2017
Ко Дню Военно-морского флота филиалом № 3 ЦБС организована игра «Якоря на пьедесталах».


Голосование
Как часто Вы читаете книги, газеты или журналы?

- Практически ежедневно
- Один или несколько раз в неделю
- Реже одного раза в месяц
- Практически не читаю
- Затрудняюсь ответить



Наши партнеры


 

Книжный магазин
"Буквоед"

Кинотеатр
"Подвиг"







Сайт Госуслуг РФ
 
ЭТО ВАЖНО 
 
«Централизованная библиотечная система Колпинского района»
© Все права защищены
Разработка сайта— Webdom.net

 196653, СПб, Колпино, ул.В.Слуцкой, 32
Тел.: 469-52-71
E-mail: svetlova@lib-kolpin.ru