Мустафин Александр Иванович

     Александр Мустафин родился 5 декабря 1850 года в семье коренного колпинца, мастерового Адмиралтейских Ижорских заводов Ивана Григорьевича Мустафина и его жены Татьяны Степановны. Всего в семье Мустафиных было 9 человек детей. Александр Мустафин учился в школе кантонистов, затем окончил кораблестроительное отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадте и был произведен в кондукторы Корпуса корабельных инженеров. Практику проходил дома, на Адмиралтейских Ижорских Заводах. В 1884 году окончил кораблестроительное отделение Морской академии. В 1886-1887 годах поручик Мустафин был наблюдающим от Морского технического комитета за постройкой канонерской лодки «Кореец» на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме.
     В 1886 году он был переаттестован из поручиков в младшие судостроители. Участвовал в постройке броненосца «Сисой Великий», который был заложен в деревянном эллинге Нового Адмиралтейства 25 июля 1891 года. Сначала строителем был назначен старший судостроитель В.В. Максимов, а затем его сменил младший судостроитель Александр Мустафин. «Сисой Великий» был пятым броненосцем Балтийского флота, который был построен по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. По проекту «Сисой Великий» был современным кораблём, обладавшим мощной артиллерией и хорошей броневой защитой. Однако его реальные качества оказались существенно ниже из-за перегрузки и низкого качества выполнения работ. В результате «Сисой Великий» оказался практически обречённым на гибель из-за нескольких попаданий в носовую небронированную часть корпуса. Броненосец погиб в Цусимском сражении в мае 1905 года.
     В 1895 году Мустафин был назначен старшим строителем броненосца «Ослябя», который был заложен 9 ноября 1895 года на верфи в Новом Адмиралтействе. Позже Мустафина сменил на постройке «Осляби» А.Е. Леонтьев.
   23 мая 1897 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества по случаю закладки бронепалубных крейсеров: на Галерном островке - "Паллады" (головной корабль) и "Дианы"; в "Новом Адмиралтействе" - "Авроры". Эти корабли принято называть по имени не первого, а второго корабля серии - типа "Диана". Их строительство осуществлялось в рамках судостроительной программы, принятой за два года до этого и направленной на усиление Балтийского флота. А. И. Мустафин был назначен старшим строителем однотипных бронепалубных крейсеров «Диана» и «Паллада». Сталь для "Паллады" поступала с Александровского сталелитейного завода в Санкт-Петербурге, а для "Дианы" - с Адмиралтейского Ижорского завода; он же поставил броню для защиты элеваторов. Стапельный период постройки продолжался более трех лет. Спуск "Паллады" состоялся 14 августа, а "Дианы" - 30 сентября 1899 года. Корабли предусматривалось оснастить якорями системы Холла, но к окончанию строительства "Дианы" и "Паллады" на Ижорском заводе только налаживалось производство этих новых для того времени якорей, и эти два крейсера снабдили якорями системы Мартина. Достроенные в 1902-1903 годах крейсеры типа "Диана" по механизации и электрификации оборудования превосходили ранее построенные в России крейсеры, причем их постройка стала первым отечественным опытом серийной постройки кораблей такого класса. И все же в историю русско-японской войны они вошли как самые малопригодные для боевого использования крейсеры "первой линии".
15 февраля 1899 года А.И. Мустафин был произведен в старшие судостроители и назначен на одноименную должность Кронштадтского порта. Звание старшего судостроителя было введено в 1886 году Указом императора Александра III при реорганизации Корпуса корабельных инженеров. В соответствии с Положением о корабельных инженерах и инженер-механиках флота звание старшего судостроителя было введено взамен звания полковника, оно относилось к 6-му классу Табели о рангах. Для данного звания было установлено титулование «ваше высокоблагородие», по нему могло жаловаться потомственное дворянство. Для производства в звание старшего судостроителя помимо выслуги пятилетнего ценза претендент должен был в период выслуги этого ценза самостоятельно руководить строительством корабля водоизмещением не менее 2500 тонн, этому требованию не обязаны были соответствовать те корабельные инженеры, которые самостоятельно спроектировали корабль 1-го ранга. Старшие судостроители могли служить на действительной службе до достижения предельного возраста — «до пятидесяти восьми лет от роду». В 1908 году особые звания Корпуса были упразднены, а корабельные инженеры опять приравнены к прочим офицерам флота, служившим «по Адмиралтейству», соответственно старшие судостроители были переаттестованы в полковники корпуса корабельных инженеров.
    
В 1900 году А. И. Мустафин был назначен старшим строителем крейсера «Витязь». Мустафин произвел вычисления основных параметров крейсера. 23 мая 1901 года состоялась официальная церемония закладки корабля с участием вел. кн. Алексея Александровича, но 1 июня 1901 года корабль сгорел в результате пожара, возникшего в эллинге. Пожар в деревянном эллинге начался во второй половине дня, причиной возгорания стало несоблюдение правил пожарной безопасности. В силу наличия большого количества горючих материалов в эллинге, пожар охватил всё строение уже через 10 минут. В Петербурге объявили сбор всех пожарных частей, но несмотря на все принятые меры спасти корпус «Витязя» не удалось. С трудом удалось отвести угрозу от строящегося неподалёку броненосца «Орёл». Огонь уничтожил эллинг № 2 вместе с корпусом «Витязя» и ряд других строений. 14 июня крейсер «Витязь» был официально исключён их списков флота.

Решение о строительстве крейсера «Олег», взамен погибшего на стапеле «Витязя», было принято уже 9 июня 1901 года. Управляющий Морским министерством предписал начать постройку крейсера в каменном эллинге Нового Адмиралтейства сразу после спуска из него на воду эскадренного броненосца «Бородино». Строителем нового крейсера был назначен Александр Иванович Мустафин. Всё заказанное для «Витязя» оборудование должно было быть направлено на это строительство. Фактическая закладка корабля состоялась 1 ноября 1901 года, официальная церемония закладки прошла 6 июля 1902 года с участием Николая II. В ходе строительства был внесён ряд изменений в проект, что увеличило его водоизмещение. 14 августа 1903 года «Олег» был спущен на воду.
   В 1907 году А.И. Мустафин из старших судостроителей был переименован в полковники. В 1908 году произведён в генерал-майоры Корпуса корабельных инженеров и переведён в Кораблестроительный отдел Морского технического комитета, ведал постройкой судов в Севастополе. С 1908 по 1909 годы он был старшим помощником Главного инспектора кораблестроения генерала по адмиралтейству А.Н. Крылова.
     Умер А.И. Мустафин в 1912 году, похоронен в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище. Посмертно А.И. Мустафину было присвоено звание генерал-лейтенант. Родители, жена и братья А.И. Мустафина похоронены в Колпино.


 
 
Новости
20 Сентября 2020
20 сентября все, кто любит Колпино и хочет больше знать о нём, получили счастливую возможность прикоснуться к его истории. Почётный житель Колпино, историк и краевед Мария Ивановна Громыко провела пешеходную  экскурсию по исторической части нашего города.


Наши партнеры
 








Сайт Госуслуг РФ



Instagram ЦРБ "Светлова"

Instagram Детской районной библиотеки




 
 
ЭТО ВАЖНО 
 
«Централизованная библиотечная система Колпинского района»
© Все права защищены
Разработка сайта— Webdom.net

 196653, СПб, Колпино, ул.В.Слуцкой, 32
Тел.: 469-52-71
E-mail: svetlova@lib-kolpin.ru