Карл Иванович Швабе

Карл Иванович Швабе
«Честный и доброжелательный джентльмен» - так охарактеризовал один из английских заводчиков Карла Ивановича Швабе, возглавлявшего АИЗ с 1856 по 1863 годы.
Карл Швабе родился 12 декабря 1806 года в Риге в семье бедного немецкого дворянина Иоганна Швабе, который в конце XVIII века перешёл на русскую военную службу. Когда в три года мальчик остался сиротой, его взял на воспитание дядя, занимавший должность полицмейстера и эконома в Царскосельском лицее. Живя в доме дяди, Карл посещал классы этого замечательного заведения. Впоследствии его отдали учиться в училище корабельной архитектуры.
      В 1827 году по окончании училища одним из лучших учеников кондуктор К.И. Швабе был командирован на 4 года в Англию для усовершенствования в практическом кораблестроении. 26 декабря 1828 года за отличие был произведён в чин прапорщика. По возвращении из Англии в 1831 году состоял при Охтинской верфи. 9 декабря 1833 года заложил 16-пушечную шхуну «Дождь», которая после спуска на воду 15 сентября 1834 года вошла в состав Балтийского флота.
     С 1840 по 1845 годы Швабе читал курс корабельной архитектуры в офицерских и гардемаринских классах Морского Корпуса. В 1843—1844 годах преподавал корабельную архитектуру Великому князю Константину Николаевичу. Впоследствии, в 1859 году, Великий князь, будучи владельцем города Павловска, пожаловал в пожизненное владение К.И. Швабе одну из старейших построек Павловска - бывший охотничий домик «Крак». Им Карл Иванович пользовался до кончины.
     Параллельно с преподавательской деятельностью работал старшим строителем в Новой Голландии. Участвовал в постройке двух 44-пушечных фрегатов «Цесаревич» и «Цесаревна», заведовал чертёжной в Главном Адмиралтействе, наблюдал за постройкой императорской паровой яхты «Александрия».
С 1845 по 1849 годы находился в командировке в Англии, изучал организацию постройки железных кораблей. По возвращении из-за границы был произведён в подполковники и назначен членом пароходного и учёного комитетов Морского ведомства. Принимал участие в строительстве кронштадтского Пароходного завода.
     За свою жизнь Швабе четырежды побывал за границей. Он объехал 60 заводов Англии, Шотландии, Франции, Финляндии, Бельгии и Пруссии, внимательно изучая их производства, составляя планы и описания. Летом 1854 года ему было поручено осмотреть все заводы и мастерские Морского ведомства. Результатом этого осмотра стали отчеты, напечатанные в «Морском сборнике».
     26 августа 1856 года за отличие по службе Карл Иванович был произведен в полковники и назначен исполняющим должность начальника Ижорских заводов. В 1862 году, уже будучи начальником АИЗ, К.И. Швабе отправился в последнюю заграничную поездку. Ее целью стало изучение броненосных судов.
     Швабе возглавлял Адмиралтейские Ижорские заводы семь лет. При нем начали строить железные суда, возвели здание для сборки судовых машин, отремонтировали плотины. Для поднятия тяжестей над бассейном Ижоры поставили краны, по территории завода проложили железные рельсы. Он добавил к прежнему заводу паровую кузницу, где отковывались броневые плиты, и начал строить завод для изготовления брони прокатным способом.
Большим препятствием, тормозящим развитие завода в то время, был военный обязательный труд. При Швабе на Ижорском заводе произошло первое массовое выступление рабочих. Поводом послужило следующее обстоятельство: воскресенье 14 июля 1857 года было объявлено рабочим днем, команде приказали в полном составе явиться на работу. Когда рабочие узнали, что выходного дня не будет, они толпой направились к дому экипажного командира полковника Ломена, высказали тому свои претензии, отказались выйти на работу, но на следующий день на работу явились. В результате на заводе работала комиссия военного суда. Зачинщиков наказали шпицрутенами и сослали в арестантские роты, полковника Ломена отчислили от должности.
Прошло пять с лишним лет. С 1 января 1863 года 6-й рабочий экипаж был преобразован в кадр мастеровых, вместо общего военного устава введены новые правила, по которым заработки мастеровых стали распределяться соответственно труду.
     Швабе был рад, что военный обязательный труд был упразднен.
     Большое внимание Швабе уделял развитию и благоустройству города Колпино, повышению грамотности среди населения. В 1860 году по инициативе К.И. Швабе было открыто благотворительное общество, первый параграф устава которого гласил: «Общество имеет целью доставлять средства к улучшению не только материального, но и нравственного положения бедных жителей села Колпино». С именем Карла Швабе связано и открытие первого почтового отделения в Колпино, о чём он 3 декабря 1862 года подал ходатайство в кораблестроительный департамент.
     Отзывы современников свидетельствуют об их уважении к Карлу Ивановичу Швабе. Среди многих достоинств они отмечают ум, быструю сообразительность, отличную память, прекрасное владение тремя языками (английским, французским, немецким), приятность в общении и веселый нрав. Кроме того, по их словам, Швабе был скромен, всегда занят делом и любил порядок во всем. Он находил время читать в подлинниках иностранных авторов, следил за русской литературой, успевал просматривать современные журналы, помнил наизусть поэмы Пушкина и басни Крылова.
Домашняя жизнь Карла Ивановича была скромна. Он вступил в законный брак, имея от роду 34 года, детей не имел.
     Прожил пятьдесят семь лет. В субботу 23 февраля 1863 года до трех часов дня Швабе находился на Ижорском заводе. В девятом часу вечера он снова отправился на завод, чтобы осмотреть караульных. После обхода Карл Иванович почувствовал слабость. К дому его уже довели и на лестницу внесли на руках. Доктор Пекарский пришел около десяти вечера и застал начальника мертвым. Как полагал доктор, смерть последовала от апоплексии.
Директор Кораблестроительного департамента разрешил для отдания последней почести при погребении тела Карла Ивановича Швабе отпустить с завода всех рабочих, не лишая их поденной платы. Для несения орденов покойного были назначены 11 человек. Во вторник 26 февраля в один час дня тело его предали земле на Колпинском кладбище. (К сожалению, сегодня мы не знаем, где находится его могила.)
До наших дней сохранились напечатанные в «Морском сборнике» четкое и дельное описание АИЗ, составленное Карлом Ивановичем Швабе, и биографический очерк о нем неизвестного автора. В очерке есть такие слова: «при Швабе колпинский завод стал принимать тот вид, какой имеют такие же учреждения за границей, даже имея пред ними то преимущество, что там все заводы ограничиваются какой-нибудь специальной работой; колпинский же соединяет многие в одном учреждении».


Литература:
  1. Бурим, Лариса Дмитриевна. "Один ответствовать должен..." [Текст] : очерки о директорах Ижорских заводов / Л. Д. Бурим, Г. А. Ефимова, Н. Л. Лопатенко ; Музей истории ОАО"Ижорские заводы". - Санкт-Петербург : Агат, 2001. - 191, [1] с. : ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 184-187.
  2. От первых пильных мельниц до наших дней. - Электрон. текстовые дан. // Ижорская перспектива. - 2017. - 31 авг. (№ 14). - С. 4-5.
  3. Сизёнов, Евгений Петрович. История Колпина [Текст] / Е. П. Сизёнов, Р. С. Иволга, Г. А. Ефимова. - Санкт-Петербург : Серебряный век, 2007. – 784 с.
 
Новости
20 Сентября 2020
20 сентября все, кто любит Колпино и хочет больше знать о нём, получили счастливую возможность прикоснуться к его истории. Почётный житель Колпино, историк и краевед Мария Ивановна Громыко провела пешеходную  экскурсию по исторической части нашего города.


Наши партнеры
 








Сайт Госуслуг РФ



Instagram ЦРБ "Светлова"

Instagram Детской районной библиотеки




 
 
ЭТО ВАЖНО 
 
«Централизованная библиотечная система Колпинского района»
© Все права защищены
Разработка сайта— Webdom.net

 196653, СПб, Колпино, ул.В.Слуцкой, 32
Тел.: 469-52-71
E-mail: svetlova@lib-kolpin.ru