6-ой рабочий экипаж

     В 1827 году на Ижорских заводах был организован 6-й морской рабочий экипаж со штатной численностью 1311 человек. Это было связано с тем, что в 1827 году в портах и заводах всех адмиралтейств были образованы морские рабочие экипажи. Отныне порядки на предприятиях приравнивались к армейским.
     Теперь мастеровые находились на положении военноремесленников. Командир экипажа подчинялся начальнику и отвечал за обеспечение мастеровых довольствием, надзор за их поведением и точным исполнением всех обязанностей по прямой службе. Все военноремесленники были разбиты на 8 рот и превращены в нижние военные чины. Во главе рот стоял командир, он же - мастер. Непосредственными начальниками мастеровых были унтер-офицеры. Был на заводах и особый чиновник, в обязанности которого входил надзор за мастеровыми, слежение за тем, чтобы те трудились «неленостно».
     Срок службы военноремесленника был установлен в 25 лет, по истечении которого он мог выйти в отставку в чине унтер-офицера. Продолжавшие служить уравнивались по размеру жалования с вольнонаёмными рабочими. После двадцатилетней службы в унтер-офицерском чине присваивался чин XIV класса, т.е. самый нижний чин Табеля о рангах.
     Мастеровые носили униформу:  тёмно-зепеные мундиры с чёрными воротниками и красной выпушкой. На фуражках и пуговицах стояла цифра 6 - номер экипажа, на погонах - номер роты.
   Жизнь военноремесленника была расписана до мелочей. Звон колокола в четыре утра означал подъем. Прежде чем отправиться по рабочим местам, нижних чинов выстраивали на площади для переклички и осмотра внешнего вида. Строем их вели к заводским воротам и передавали мастерам и унтер-офицерам по списку. Трудовой день длился 12 часов, но и после этого рабочие не смели отлучаться из села. По вечерам особый отряд проводил проверку по домам и казармам, а ночью по селу ходил патруль. За появление на улице людей отправляли на гауптвахту, а на другой день наказывали на площади.
Накануне праздников издавались приказы о правилах поведения на улицах Колпино и в питейном доме: «Всем нижним чинам и служителям заводским сим строжайше приказывается, чтобы никто из них по приходе в питейный дом за вином или другими горячими напитками, купив оные, не оставался в том доме ни на самое малое время и не пил бы там, но уносил бы к себе на квартиру... чтобы в селении повсюду сохранена была тишина и спокойствие».
                  Такую форму носили в
          6-м морском рабочем экипаже.

Судьбы мастеровых и их семей во многом зависели от начальника заводов. С 1806 по 1856 год этот пост занимал инженер-генерал А.Я. Вильсон.
Организация труда строилась на жёсткой дисциплине, системе поощрения и наказания нижних чинов. Нередки были случаи побегов. Беглых мастеровых отлавливали и жестоко наказывали, но некоторых беглецов это не останавливало, и они бежали неоднократно.
Бессмысленная муштра вызывала протест мастеровых, отважившихся в 1857 году на открытое выступление. Рабочие требовали аккуратной выплаты заработанных денег, предоставления выходных дней, отмены штрафов. Начавшееся на заводах расследование выявило четыpex зачинщиков, которых сурово наказали.
Преемник Вильсона И. Швабе понимал, что рабочие экипажи как форма организации труда изжили себя. В марте 1858 году он разработал и отправил в Кораблестроительный департамент Морского министерства и генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу предложения по его переустройству. Изложив причины нежелательности дальнейшего сохранения рабочего экипажа, он предложил переименовать его «в команду мастеровых Адмиралтейских Ижорских заводов, как было прежде».
8 октября 1862 года Высочайшим указом морские рабочие экипажи были упразднены. Отныне персонал предприятия набирался по вольному найму.
26 октября 1864 года император Александр III утвердил новые штаты АИЗ.
Продолжительность рабочего дня составляла 10 часов с перерывом на обед и отдых. В 1866 году на башне заводоуправления был установлен колокол, издававший в определённые часы удары, извещая таким образом о времени начала и окончания работы и перерывов.


Литература: 

Бурим, Лариса Дмитриевна. Ижорские заводы. Колпино [Текст] : исторические очерки : альбом / Л. Д. Бурим, Г. А. Ефимова ; [редкол.: Л. Ю. Карлюков и др. ; фот.: В. Алынин, Б. Машушин, В. Отто]. - Санкт-Петербург : Агат, 2002. - 174  с.

Бурим, Лариса Дмитриевна. Колпино [Текст] : историческая литература / Л. Д. Бурим. - Санкт-Петербург : Издательство "Дмитрий Булавин", 2003. - 202 с.

Ефимова, Галина Алексеевна. 100 вопросов и ответов о Колпине [Текст] / Галина Ефимова. - Санкт-Петербург ; Колпино : Ольга, 2005. - 144 с.

Ирклей, Александр Самойлович. На берегах Ижоры [Текст] : [история Ижорского завода] / Александр Ирклей . - Москва : Издательство политической литературы, 1974. - 126  с. : ил. - (Страницы истории советской Родины).

Санкт-Петербург. Колпинский район. 1936 - 2006 [Текст] / [авт.-сост. Е. Коновалова ; фот.: Н. Сидельников, В. Алынин, О. Гордеева ; конс.: Е. Туркина, Г. А. Ефимова]. - Колпино : ООО "Редакция газеты "Окно", 2006. - 30 с.

Сизёнов, Евгений Петрович. История Колпина [Текст] / Е. П. Сизёнов, Р. С. Иволга, Г. А. Ефимова. - Санкт-Петербург : Серебряный век, 2007. - 784 с., [16] л. ил. : ил.

 
 
Новости
07 Июля 2020

Расскажи о своей малой Родине во Всероссийском конкурсе творческой молодежи!

Российский союз сельской молодежи дал старт традиционному Всероссийскому конкурсу творческих работ «Моя малая Родина». К участию приглашают молодежь, готовую рассказать о культурно-историческом наследии своего села. Авторы лучших работ будут награждены дипломами и призами.



Наши партнеры
 










Сайт Госуслуг РФ

Instagram ЦРБ "Светлова"

Instagram Детской районной библиотеки




 
 
ЭТО ВАЖНО 
 
«Централизованная библиотечная система Колпинского района»
© Все права защищены
Разработка сайта— Webdom.net

 196653, СПб, Колпино, ул.В.Слуцкой, 32
Тел.: 469-52-71
E-mail: svetlova@lib-kolpin.ru