Ижорские заводы

                    Из истории Ижорских заводов. XVIII-XIX вв.

 
 В 1722 году начаты работы по переносу Ижорской пильной мельницы на место современных Ижорских заводов в соответствии с указом Петра I от 22 мая 1719 года.
     В 1724 году на новой мельнице числилось 122 работника: 36 пильщиков, 24 плотника, 11 кузнецов, 1 печник, 37 рабочих, 9 учеников из рекрутов, 3 писаря, 1 токарь. Первые жители образовали на правом берегу реки Колпино Никольскую слободу.
     Сосновый и дубовый лес пилили не только по заказу Адмиралтейской коллегии, но и для частных лиц; отправляли пиломатериалы и в Петербург, и для строящихся дворцов Павловска и Царского Села. С 1718 по 1724 годы рядом с пильными амбарами работали медный и проволочный заводы, которые затем перевели в Сестрорецк. В 1730-х годах на мельнице были проведены строительные работы: укреплены берега у плотины; угольные амбары, кузница, двор лекаря и 15 дворов мастеровых перенесены на отдалённое место в целях пожарной безопасности. В 1737 году мельницу снова перестроили по плану мастера А. Шмидта.
     Во второй половине века Ижорские производства расширились. Был построен якорный завод, с 1762 началась починка и выделка небольших якорей. На медном заводе в 80-х годах установили 10 горнов для ковки гвоздей и мелких кузнечных работ. С 1763 года работал кирпичный завод.
   Первые штаты Ижорской пильной мельницы были утверждены в 1733 году. Заведующий лесопильней получил чин комиссара, постоянных мастеров, подмастерьев и рабочих было 133 человека. Мастеровые получали в год от 1 до 5 рублей денежного содержания; 5 четвертей муки и 3 четверика крупы.
     Работные люди приходили сюда не по своей воле. Собранные из разных районов страны, оторванные от родных мест, они исполняли царский указ. В ведомостях на выдачу денег фамилии ижорских мастеровых сгруппированы по местностям, откуда они прибыли. Тяжелый труд, оторванность от дома, травмы и увечья нередко приводили к преждевременной смерти. Часты были и побеги. Адмиралтейская коллегия присылала новых рабочих, наспех набранных в городах и весях бродяг, или направляла рекрутов из крестьян. Со временем люди обживали новое место, заводили семьи, строили дома, и берега Ижоры становились их малой родиной.
     По мере расширения заводов увеличивался и штат Адмиралтейских Ижорских лесопилен, якорного и медного заводов (так предприятие именовали во второй половине XVIII века).
     С 1798 года применяется название Адмиралтейские Ижорские заводы (АИЗ). Штат постоянных рабочих был установлен в 159 человек, но при получении срочных заказов присылалось от 200 до 300 человек из Петербурга и Кронштадта.
     Главным человеком села был руководивший мельницей комиссар (впоследствии эта должность называлась командир, смотритель), которого назначало Адмиралтейство. Заводское хозяйство возглавляли самые разные люди: бывший моряк — капитан I ранга Иван Шахов, мельничный мастер Антип Дмитриев, лихой гусар — майор Кондрат Заворотынский. Разный след оставили они в жизни селения. 27 лет руководил мельницей Ф.А. Вындомский, более 40 лет проработал в Колпине Алексей Михайлович Харламов, пройдя путь от магазинвахтера (в совр. понимании - зав. складом) до комиссара в чине капитана.
     В обязанности командира входил контроль за состоянием реки Ижоры, заводского селения, за школой и церковью.
Рабочий день на заводах продолжался двенадцать-тринадцать часов. Весной и летом, с 10 марта по 10 сентября, работали с четырех с половиной часов утра до семи-восьми вечера с полуторачасовым перерывом для обеда и отдыха; осенью и зимой работы начинались за час до восхода солнца и оканчивались через час после захода солнца; на обед давался один час. При срочных заказах трудились и в праздники.
     По праздникам командир собирал всех служащих и читал им статьи регламента, затем все шли в церковь. Колпино было закрытым селением, вокруг стояли караулы, без «билета» (своего рода пропуска) ни на заводы, ни с заводов никого не пропускали. Село и заводские постройки были деревянными; лишь литейная, Троицкая церковь и построенный в 1791 дом начальника были из камня. Здания XVIII века до наших дней не сохранились.
     В 1802 году Санкт-Петербургская губерния была разделена на 8 уездов, которые, в свою очередь, дробились на станы. Колпино вошло в состав первого стана Царскосельского уезда. В справочниках по губернии за 1838 и 1845 годы село значится как Колпинский адмиралтейский завод. Селение и заводы в этот период переживали интереснейший момент в своем развитии.
     К концу XVIII века Ижорские производства пришли в упадок. Пильные амбары не работали, производительность падала. Необходимы были крупные вложения. Из нескольких представленных в Адмиралтейство планов был выбран проект инженера Карла Карловича Гаскойна.
     25 августа 1803 года Колпинские заводы поступили под его управление. Действовал Гаскойн очень энергично. 1 октября 1803 «План переустройства» Ижорских заводов был утвержден Александром I. Начиная с этого времени, завод вступает в полосу чрезвычайного подъёма и роста. Вместо примитивных деревянных построек начинается строительство каменных зданий мастерских и цехов. В это время на заводе работали 823 человека.
     В 1803 году в рамках технического перевооружения на базе старого завода создан машиностроительный завод.
     В 1803—1804 годах по проекту шотландского архитектора Василия Гесте была построена заводская контора, она стала одним из первых сооружений плана реконструкции завода. Кроме того, Гесте проектировал здания мастерских, которые строились по плану реконструкции. Для технических нужд Гесте совместно с К.К. Гаскойном также была построена каменная заводская плотина на реке Ижора.
План реконструкции был, в основном, исполнен в 1808 году, уже при Александре Яковлевиче Вильсоне, ученике Гаскойна, который руководил заводами пятьдесят лет.
     С пуском новых производств Ижорские заводы сделали гигантский шаг вперед — от пилен XVIII века к многопрофильному предприятию. На предприятии строились первые в России землечерпательные снаряды, колёсные пароходы, судовые машины. В 1818 году впервые в России был создан колёсный военный корабль «Скорый», оборудованный вертикальной паровой машиной. В 1832 году впервые в России на заводе была построена паровая машина с кривошипно-шатунным механизмом для военного парохода «Геркулес».
     С середины XIX века Ижорские заводы становятся основным поставщиком брони для российского флота и береговых укреплений. На заводе осваивается строительство миноносок и миноносцев. С 1878 по 1900 год было построено 19 миноносцев, в том числе один — на нефтяном топливе; пять тральщиков.


Литература:
  1. Бурим, Лариса Дмитриевна. "Один ответствовать должен..." [Текст] : очерки о директорах Ижорских заводов / Л. Д. Бурим, Г. А. Ефимова, Н. Л. Лопатенко ; Музей истории ОАО"Ижорские заводы". - Санкт-Петербург : Агат, 2001. - 191, [1] с. : ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 184-187.
  2. Бурим, Лариса Дмитриевна. Ижорские заводы [Текст] : исторические очерки / Л. Д. Бурим, Г. А. Ефимова. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2007. - 187 с. : цв. ил. - Библиогр.: с. 187.
  3. Бурим, Лариса Дмитриевна. Колпино [Текст] : историческая литература / Л. Д. Бурим. - Санкт-Петербург : Издательство "Дмитрий Булавин", 2003. - 202 с.
  4. Ирклей, Александр Самойлович. На берегах Ижоры [Текст] : [история Ижорского завода] / Александр Ирклей . - Москва : Издательство политической литературы, 1974. - 126, [1] с., [8] л. ил. : ил. - (Страницы истории советской Родины).
  5. От первых пильных мельниц до наших дней. - Электрон. текстовые дан. // Ижорская перспектива. - 2017. - 31 авг. (№ 14). - С. 4-5.
  6. Поздняков, Орест Александрович. Ижорцы [Текст] : краткий очерк истории Ижорского ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени завода им. А. А. Жданова / О. А. Поздняков. - Ленинград : Лениздат, 1960. - 310, [1] с. : ил., фот.
  7. Сизёнов, Евгений Петрович. История Колпина [Текст] / Е. П. Сизёнов, Р. С. Иволга, Г. А. Ефимова. - Санкт-Петербург : Серебряный век, 2007. - 784 с., [16] л. ил. : ил.



 
 
Новости
07 Июля 2020

Расскажи о своей малой Родине во Всероссийском конкурсе творческой молодежи!

Российский союз сельской молодежи дал старт традиционному Всероссийскому конкурсу творческих работ «Моя малая Родина». К участию приглашают молодежь, готовую рассказать о культурно-историческом наследии своего села. Авторы лучших работ будут награждены дипломами и призами.



Наши партнеры
 










Сайт Госуслуг РФ

Instagram ЦРБ "Светлова"

Instagram Детской районной библиотеки




 
 
ЭТО ВАЖНО 
 
«Централизованная библиотечная система Колпинского района»
© Все права защищены
Разработка сайта— Webdom.net

 196653, СПб, Колпино, ул.В.Слуцкой, 32
Тел.: 469-52-71
E-mail: svetlova@lib-kolpin.ru